Что влияет на развитие отрасли видео-конференц-связи в 2021 году?
2020 год принес видео-конференц-связи лидирующие позиции среди средств бизнес-коммуникаций. Видеоконференция стала основным — а для многих единственным — инструментом внешних и внутренних коммуникаций для компаний всех масштабов, от индивидуальных предпринимателей до мировых гигантов.
Пандемия помогла отрасли значительно расширить долю на рынке коммуникаций и на порядок повысить свою популярность среди пользователей. Важно отметить, что 2020 год сумел изменить мнение пользователей о ВКС, как о технологии, требующей большого количества ресурсов, сложных устройств и длительного обучения.
В 2021 году "след" пандемии будет по-прежнему оказывать большое влияние:
- на разработку нового оборудования для ВКС на всех уровнях (от домашних до профессиональных устройств);
- на изменение концепции контента для цифровых вывесок;
- на создание новых инструментов визуализации виртуальных мероприятий;
- даже на изменения в дизайне одежды (сегодня модельеры размещают логотипы своих компаний на воротниках рубашек, чтобы увеличить узнаваемость брендов).
Спрос на ВКС-решения останется высоким, что заставляет производителей оперативно разрабатывать и выводить на рынок больше продуктов, учитывающих различные потребности пользователей.
Часть 1. Эволюция структуры бизнес-процессов
Снижение доступности физических переговорных и конференц-залов
Переход к дистанционному взаимодействию ощутимо снизил количество личных встреч. Кроме того, развитие технологий ВКС и снижение стоимости ВКС-решений позволяют вести бизнес практически из любой точки мира и уменьшают потребность в организации большого количества переговорных.
Сегодня многие компании пересматривают свой подход к бизнес-инфраструктуре, ориентируясь на виртуальные сервисы коммуникаций. Бизнес получил возможность снизить расходы за счет уменьшения количества офисных помещений, смены их специализации, а также сокращения количества командировок.
Компании, способные работать с клиентами онлайн, готовы не только переводить существенную часть сотрудников в дистанционный режим, но и "менять прописку", меняя локацию на более выгодную с точки зрения стоимости аренды и объема других расходов. Этот процесс уже наблюдается в США, где ИТ-компании переносят штаб-квартиры из Кремниевой долины во Флориду или Техас.
Согласно исследованию Nemertes, до пандемии только треть конференц-залов и менее половины настольных компьютеров могли работать в режиме видеоконференции. Поскольку в ближайшем будущем состав участников конференции останется смешанным (т. е., будет включать в себя и присутствующих в офисе, и дистанционных сотрудников) классические переговорные и конференц-залы будут переоборудованы:
- постоянная потребность бизнеса в видео-конференц-связи повлечет за собой растущий интерес к различным решениям/устройствам для ВКС;
- возрастет востребованность разного рода BYOD-решений для работы вне офиса или участия в конференции с рабочих мест;
- в связи со снижением числа очных участников встреч в офисе большую востребованность получат переговорные комнаты небольших размеров (в т. ч., рассчитанные на 1-3 спикеров).
Ярким примером быстрой адаптации к новым трендам и потребностям пользователей является компания Yealink, производитель ВКС-решений из Китая. Благодаря широкому ассортименту продукции ВКС, представленному компанией на мировом рынке, Yealink готов реализовать любые сценарии — от персональных коммуникационных инструментов до решений для больших переговорных и конференц-залов. Устройства этого вендора поддерживают различные стандарты и платформы: классические решения ВКС (H.323|SIP), специализированные видеотерминалы для Microsoft Teams Room и Zoom Room, персональные BYOD-решения.
Защита данных
В условиях беспрецедентной нагрузки на интернет, а также широкого распространения ВКС в отраслях, требующих особого подхода к конфиденциальности (здравоохранение или право), должна расти и степень защиты данных при передаче. Вендоры будут уделять все больше внимания аналитическим функциям, разработке систем многоуровневого шифрования, многофакторной аутентификации, инструментам для сканирования уязвимостей и обнаружения вторжений.
Аппаратная и программная интеграция
Партнерские отношения между поставщиками оборудования и программного обеспечения будут развиваться и углубляться, поскольку владельцы бизнеса предпочитают реализовывать рабочий процесс в едином интерфейсе, а не переключаться между системами.
Эта тенденция интересна даже производителям традиционных VoIP-решений, которые стараются включить ВКС в стандартный набор функций (например, в новой линейке IP-АТС Yeastar серии P) либо продолжают развивать собственные сервисы веб-митингов (как это делает компания 3CX).
Будучи профессиональной коммуникационной платформой для бизнеса и колл-центров, 3CX предлагает своим пользователям и функционал для онлайн-встреч. Если до пандемии этот сервис можно было считать дополнительным, теперь веб-митинги стали одним из главных преимуществ платформы. Решение 3СХ включает в себя как бесплатные (до 25 участников), так и достаточно недорогие пакеты (263 евро в год — до 100 участников; 319 евро в год — до 250 участников).
Кроме того, 3CX не ограничивает длительность веб-митингов, в отличие от бесплатной версии Zoom, которая заставила малый бизнес, стартапы и, например, частных преподавателей сократить встречи до 40 минут. Не стоит забывать и об основных задачах платформы 3CX в качестве профессиональной облачной IP-АТС: в дополнение к сервису веб-митингов пользователь получает резервную офисную IP-АТС на 4 одновременных вызова*.
*Решение реализовано в инфраструктуре компании АйПиМатика.
Подобные бесплатные или бюджетные решения составляют явную конкуренцию лидерам отрасли. Пусть их функционал в чем-то уступает большим игрокам, но наличие большого количества исправно работающих и востребованных инструментов (управление правами, запись, чат, демонстрация контента и экрана, режим "белой доски", опросы и пр.) значительно уменьшает эти недостатки.
Тем не менее, несмотря на некоторую дезорганизацию, одновременное использование решений нескольких провайдеров позволяет более мелким игрокам отрасли заявить о себе. В области решений для дистанционной работы появилось много перспективных стартапов (Bluescape, Eloops, Figma, Slab, Tandem), предлагающих решения для совместной работы, создания и обмена контентом, отслеживания статуса проектов и обучения сотрудников.
Искусственный интеллект и машинное обучение
Алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения способны эффективно выявлять фоновый шум и фильтровать его. Таким образом, программные решения смогут свести к минимуму любые помехи, обеспечивая более продуктивную коммуникацию.
Благодаря развитию таких функций, как обнаружение объектов и распознавание лиц, искусственный интеллект может повысить качество видеоконференций, например, за счет, коррекции освещенности участников. Интеллектуальное управление камерой и автокадрирование позволяет сделать выступление каждого спикера доступным для остальных участников вне зависимости от их количества и местоположения.
Серьезные достижения в области интеллектуального анализа данных позволяют отслеживать даже настроение участников и отправлять организатору обратную связь, что, при правильном использовании, может значительно повысить вовлеченность сотрудников в рабочий процесс.
Повышение качества видео и производительности аудиоканалов
Географическое распределение персонала требует от ВКС-решений эффективно и реалистично воспроизводить личное взаимодействие между сотрудниками. Новейшие технологии позволяют значительно улучшить качество видео при наличии дисплеев высокой четкости и поддержки формата 4K. Однако исследования показали, что при снижении качества звука люди предпочитают выключать камеры и продолжать общение только в голосовом режиме. Это доказывает необходимость сохранения высокой производительности аудиоканалов.
Пакетные предложения
При переводе сотрудников в режим дистанционной работы многие компании сталкиваются с отсутствием отработанных шаблонов и алгоритмов по организации рабочего места. Это заставляет производителей заранее продумывать состав решений, создавая BYOD-комплекты или включая в набор сопутствующие товары, например, маршрутизатор, который настраивается техническими специалистами в соответствии со стандартами безопасности компании. Кроме того, такой подход позволяет решить проблему совместимости аппаратных компонентов и технической поддержки решения.
Продолжение следует